Перейти на старую версию сайта
Россельхознадзор
Россельхознадзор Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям
  • Об Управлении
    • Об Управлении
    • Руководители ТУ
    • Структура ТУ
    • Положение
    • Государственная служба
      • Информация о текущих конкурсах
      • Информация о завершенных конкурсах
      • Поступление граждан Российской Федерации на гражданскую службу в Россельхознадзор
      • Кадровый резерв
      • Квалификационные требования
      • Профессиональное развитие
      • НПА
      • Миссия, ценность, принципы деятельности
      • Информация для инвалидов
      • Формы кадровых документов
    • Открытая служба
      • Публичные мероприятия
        • Материалы по публичным мероприятиям 2023 — 2022
        • Материалы по публичным мероприятиям 2021 — 2017
      • Сведения и информация, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов
    • Противодействие коррупции
    • Финансы и закупки
      • Учетная политика
      • Использование бюджетных средств
  • Отделы Управления
    • Отдел государственного ветеринарного контроля и надзора
    • Отдел контроля и надзора в области карантина растений, семеноводства, безопасности зерна, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
      • Полезная информация в области отдела надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов переработки зерна
        • Итоги деятельности отдела надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
    • Отдел земельного надзора
    • Отдел государственной службы, кадров и делопроизводства
    • Отдел правовой и контрольной работы
    • Отдел финансово-экономического обеспечения
    • Отдел организации государственных закупок, мобилизационной работы, охраны труда, хозяйственной деятельности, цифрового развития и управления информацией
  • Деятельность
    • Госуслуги
    • Контроль и надзор
    • Информационные системы
    • Реформа контрольно-надзорной деятельности
    • Планы проверок (КНМ)
    • Перечни объектов федерального государственного контроля (надзора)
    • План профилактических визитов
    • Итоги деятельности
    • Межведомственное взаимодействие
  • Пресс-служба
    • Новости
    • Государственный земельный надзор
    • Новости Воронежской области
    • Новости Белгородской области
    • Новости Липецкой области
    • Видео
    • Фильмы Россельхознадзора
    • Фильмы ФГБУ ВНИИКР
    • Контакты пресс-службы
  • Для граждан
    • Участникам ВЭД
    • Евразийский экономический союз
    • Часто задаваемые вопросы
    • Важная/полезная информация
    • Обращение с животными
    • Пункты пропуска, СВХ
      • Пункт пропуска в области ветеринарного надзора
      • СВХ в области ветеринарного надзора
      • Пункт пропуска в области карантин растений
      • СВХ в области карантин растений
      • Акты проверки складов временного хранения (СВХ)
    • Нормативные документы
    • Путешествующим с питомцами (ввоз/вывоз)
  • Контакты
    • Обращения граждан
    • Порядок обращения граждан
    • График приема граждан
    • Обратная связь
    • Анализ обращений граждан
  • Об Управлении
    • Об Управлении
    • Руководители ТУ
    • Структура ТУ
    • Положение
    • Государственная служба
    • Открытая служба
    • Противодействие коррупции
    • Финансы и закупки
  • Отделы Управления
    • Отдел государственного ветеринарного контроля и надзора
    • Отдел контроля и надзора в области карантина растений, семеноводства, безопасности зерна, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами
    • Отдел земельного надзора
    • Отдел государственной службы, кадров и делопроизводства
    • Отдел правовой и контрольной работы
    • Отдел финансово-экономического обеспечения
    • Отдел организации государственных закупок, мобилизационной работы, охраны труда, хозяйственной деятельности, цифрового развития и управления информацией
  • Деятельность
    • Госуслуги
    • Контроль и надзор
    • Информационные системы
    • Реформа контрольно-надзорной деятельности
    • Планы проверок (КНМ)
    • Перечни объектов федерального государственного контроля (надзора)
    • План профилактических визитов
    • Итоги деятельности
    • Межведомственное взаимодействие
  • Пресс-служба
    • Новости
    • Государственный земельный надзор
    • Новости Воронежской области
    • Новости Белгородской области
    • Новости Липецкой области
    • Видео
    • Фильмы Россельхознадзора
    • Фильмы ФГБУ ВНИИКР
    • Контакты пресс-службы
  • Для граждан
    • Участникам ВЭД
    • Евразийский экономический союз
    • Часто задаваемые вопросы
    • Важная/полезная информация
    • Обращение с животными
    • Пункты пропуска, СВХ
    • Нормативные документы
    • Путешествующим с питомцами (ввоз/вывоз)
  • Контакты
    • Обращения граждан
    • Порядок обращения граждан
    • График приема граждан
    • Обратная связь
    • Анализ обращений граждан
  • Главная
  • К вопросам о применении законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

К вопросам о применении законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

Важно 26.04.2021

Каждый гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо обязаны помнить, что на нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 разъяснены некоторые вопросы применения законодательства, устанавливающего обязанность по возмещению вреда окружающей среде.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, с учетом того что на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности. Равным образом возмещение вреда окружающей среде не является основанием для освобождения лица от ответственности за причинение вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц в результате негативного воздействия на окружающую среду в связи с осуществлением им хозяйственной и (или) иной деятельности и нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Например, лицо, применяющее в сельском хозяйстве токсичные химические вещества, не подвергающиеся распаду в окружающей среде, может быть обязано как возместить вред, причиненный окружающей среде, так и убытки, возникшие у конкретных собственников (пользователей) земельных (лесных) участков (в частности, вследствие гибели принадлежащих этим лицам урожая, животных и др.).

Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред. Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.

Лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. В связи с этим, например, владелец нефтепровода отвечает за вред окружающей среде, причиненный вследствие осуществления третьими лицами незаконной врезки в нефтепровод.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший.

Если несколько лиц действовали независимо друг от друга и действия каждого из них привели к причинению вреда окружающей среде, по общему правилу такие лица несут долевую ответственность. На размер доли каждого из причинителей вреда может влиять, в частности, опасность деятельности каждого из них, ее интенсивность и др. Так, на двух лиц, осуществляющих независимо друг от друга складирование твердых бытовых отходов на не предназначенном для этих целей земельном участке, может быть возложена ответственность в долях пропорционально объему отходов, определяемому, например, по количеству используемых транспортных средств для вывоза отходов, их вместительности, классу опасности отходов, образующихся от деятельности указанных лиц, и иных факторов. Когда долю в причинении вреда каждого из названных лиц установить невозможно, они отвечают в равных долях.

Так, Елецкий городской суд Липецкой области пришел к выводу о возложении обязанности по возмещению вреда, причиненного почвам земель сельскохозяйственного назначения в Елецком районе Липецкой области, на ЗАО «Стройинвестпроект» (юридическое лицо, производящее работы с нарушением экологического законодательства) и Комарова П.С. (собственника земельного участка, не выполнившего установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земли и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель) в равных долях, по 14 572 064 (четырнадцать миллионов пятьсот семьдесят две тысячи шестьдесят четыре) рубля с каждого.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме. Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами.

Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

Следует обратить внимание, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред. А иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В связи с изложенным настоятельно рекомендуем привести состояние своих земель в пригодное для сельхозиспользования, чтобы неожиданно не получить значительный иск о возмещении вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды.

Отдел государственного ветеринарного контроля и надзора по Белгородской области
Все новости
Контактная информация:
Адрес: 394042, г. Воронеж, ул. Серафимовича, 26
Обратная связь:
Электронная приемная
rshn9@fsvps.gov.ru
#
Портал государственных услуг
#
Международный портал фитосанитарии
#
Всемирная организация здоровья животных
© Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям. 2007 — 2022.

Версия для слабовидящих

Размер шрифта:

Цвет сайта:

Кернинг:

Изображения:

Шрифт:

  • Обычный
  • Arial
  • Times New Roman

Вернуться в обычную версию