Часто задаваемые вопросы в области земельного надзора
Вопрос: Полномочия Управления Россельхознадзора при осуществлении государственного земельного надзора?
Ответ: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:
— обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
— обязательных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
— обязательных требований по использованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
— обязательных требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальные органы);
— обязательных требований по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
— обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с Федеральным законом «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
— исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) в пределах их компетенции.
Вопрос: Какие документы необходимо использовать при восстановлении плодородного слоя почвы? И в какой срок лицо, допустившее нарушение почвенного покрова, должно начинать проведение рекультивации земель сельскохозяйственного назначения?
Ответ: В Российской Федерации отношения в области рекультивации земель регулируются земельным законодательством.
Так, согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800 (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 24 Правил лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Россельхознадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации земель сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Россельхознадзором о необходимости проведения рекультивации земель (пункт 26 Правил).
Вопрос: Что такое побочные продукты животноводства и для чего они используются в сельскохозяйственном производстве?
Ответ: Побочные продукты животноводства (далее — ППЖ) — вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве.
ППЖ могут использоваться в сельскохозяйственном производстве и/или реализовываться, в том числе в качестве сырья для производства сельскохозяйственной продукции, предназначенной для повышения плодородия почвы.
Вопрос: Кто осуществляет отнесение и учет веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства?
Ответ: Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, самостоятельно осуществляют отнесение веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства или отходам независимо от факта включения таких веществ в федеральный классификационный каталог отходов.
Собственники побочных продуктов животноводства осуществляют учет побочных продуктов животноводства отдельно от учета основной продукции и отходов (учет основной продукции и отходов, отраженных в учетной политике предприятия, бухгалтерском учете).
Вопрос: Кому сообщать о принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства?
Ответ: О принятом решении об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к побочным продуктам животноводства (далее – ППЖ), об объемах ППЖ, о дате образования ППЖ, планируемых сроках использования ППЖ в производстве или передаче ППЖ иным лицам (передача ППЖ допускается только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам без образования юридического лица, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции) и результатах таких использования, обязаны уведомить Управление Россельхознадзора об отнесении веществ, образуемых при содержании сельскохозяйственных животных, к ППЖ почтой или через Единый портал государственных и муниципальных услуг:
— на 2023 год установлен особый порядок направления уведомлений (планируемые сроки использования на период с 01.03.2023 по 31.12.2023) — срок подачи истек 1 мая 2023 года;
— на 2024 год и последующие года направлять уведомления ежегодно не позднее 31 декабря.
Вопрос: В каких случаях административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением?
Ответ: В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено предупреждением в следующем:
1) за впервые совершенное административное правонарушение;
2) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;
3) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вопрос: Что такое предостережение и чем отличается от предписания?
Ответ: Объявление предостережения – вид профилактического мероприятия.
В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписание выдается в целях устранения последствий уже совершенного правонарушения, а предостережение вносится в целях профилактики и недопущения противоправных действий, то есть лицо, которому адресовано предостережение, заранее информируется о возможных нарушениях с его стороны, и данное лицо имеет реальную возможность подкорректировать свою деятельность, избежав административного наказания в последствии.
В случае выдачи предписания, контролируемому лицу устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. По истечению указанного в предписании срока, инспектором проводятся необходимые контрольные (надзорные) мероприятия с целью установления факта исполнения либо неисполнения ранее выданного предписания