Утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 N 133 утверждена Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 — 2030 годы.
Целью Программы является повышение эффективности научно- технической деятельности в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений.
Задачи программы определены как создание наукоемких технологических решений, направленных на: обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды; изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям; обеспечение устойчивого и сбалансированного социально- экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников эмиссии и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду.
Реализация программы будет осуществляться по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата; смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат; адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.
Среди ожидаемых результатов программы обозначены, в частности, разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв, а также системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики.
Утвержден перечень видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон
✅Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 N 1018 «О видах социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки» утверждены перечень видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, подлежащих согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, а также Правила согласования видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон.
✅В указанный перечень включены рыбоводство, производство химических волокон, смешанное сельское хозяйство, деятельность инфраструктуры речных портов и гидротехнических сооружений, выращивание рассады и др. Документом также установлены правила согласования видов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года.
✅Установлено также, что согласования социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон, выданные до вступления в силу настоящего постановления федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующий национальный парк, продолжают действовать бессрочно.
Требования к приютам для животных
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к приютам для животных предъявляются обязательные требования.
Владельцы приютов для животных должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования:
1) проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности, на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных;
2) осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности, на которых владельцы отказались;
3) осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных без владельцев;
4) содержать поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам;
5) возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах;
6) обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных без владельцев;
7) размещать в сети «Интернет» сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о находящихся в приютах для животных без владельцев и животных, от права собственности, на которых владельцы отказались, в течение трех дней со дня поступления соответствующего животного в приют для животных;
8) вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица обеспечивают возможность посещения гражданами и добровольцами приютов для животных в часы, установленные режимом работы приютов для животных, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.
Собственников предприятий обязали ликвидировать последствия негативного воздействия на окружающую среду
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственников промышленных предприятий обязали ликвидировать последствия негативного воздействия на окружающую среду.
Данные изменения касаются производственных объектов I и II классов опасности, а также угольных шахт.
За 5 лет до завершения эксплуатации объектов предприятия будут обязаны разработать план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды и получить в отношении него положительное заключение экологической экспертизы.
В вышеуказанный план включаются сметная стоимость указанных мероприятий и подтверждение финансового обеспечения, содержащее независимую гарантию, договор поручительства или документ, подтверждающий создание резервного фонда.
Экологические платежи, к которым отнесены плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения в экологической сфере, платежи в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде, будут направляться на выявление, оценку и ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде с учетом предложений регионов, которым причинен вред.
Закон вступает в силу 1 сентября 2022 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок.
Снято ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Федеральным законом от 16.02.2022 N 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» снято ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Соответствующие изменения внесены в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, которой устанавливаются ограничения оборотоспособности земельных участков.
Кроме того, в соответствии ч 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
6) в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также — размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 N 830 утверждены новые Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Одновременно с 01.09.2022 признаются утрачивающими силу аналогичные правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572.
Среди основных отличий новых Правил отмечается следующее:
-Росприроднадзор, как оператор государственного реестра, наделен полномочиями по осуществлению мониторинга за ведением органами исполнительной власти субъектов РФ региональных государственных реестров;
-сроки предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС (постановки объектов НВОС на государственный учет, актуализации сведений об объектах НВОС, снятия объектов НВОС с государственного учета) сократились до 5 рабочих дней;
-результатом предоставления государственной услуги по государственному учету объектов НВОС является соответствующее свидетельство (о постановке объекта НВОС на государственный учет, об актуализации сведений об объекте НВОС, о снятии объекта НВОС с государственного учета), подготовленное в форме выписки из государственного реестра;
-появилась возможность корректировки учетных сведений об объектах НВОС по инициативе уполномоченного органа или по заявлению юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Правила использования лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры
Приказом Минприроды России от 31.01.2022 N 54 утверждены Правила использования лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
С 1 сентября 2022 года актуализируются требования к использованию лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель — лесные земли: участки невозобновившихся вырубок, гарей, редин, пустырей, прогалин, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами случаях.
Устанавливаются права и обязанности граждан, юридических лиц, использующих леса для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В связи с изданием вышеуказанного Приказа, признается утратившим силу Приказ Минприроды России от 28 июля 2020 г. N 495, которым утверждены правила, регулирующие аналогичные правоотношения.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2028 года.
Правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2022 № 343 утверждены Правила выдачи разрешения на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Установлено, что содержание в неволе объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительских целях; выпуск в естественную природную среду объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется в целях сохранения и (или) пополнения их природных популяций.
В период с 1 января 2023 года до 1 сентября 2028 года выдача разрешений на оборот объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, а также разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, подтверждается Росприроднадзором записью в соответствующем реестре.
Утвержденные настоящим постановлением правила действуют до 1 сентября 2028 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их действия.
Правил выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты для объектов II и III категории
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2022 № 886 утверждены Правил выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты для объектов II и III категории.
Временно разрешенные сбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов.
Постановлением устанавливается порядок подачи заявки на получение разрешения на временные сбросы, перечень документов и сведений, прилагаемых к заявке, порядок ее рассмотрения.
Разрешение на временные сбросы выдается сроком на 1 год и ежегодно продлевается на 1 год в случае подачи заявки на продление разрешения при условии выполнения предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды мероприятий за предыдущий год и достижения установленных планом показателей снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Продление разрешения на временные сбросы допускается исключительно в период, соответствующий сроку реализации плана мероприятий по охране окружающей среды, который не может превышать 7 лет и не подлежит продлению.
Повышены штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах
В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2022 № 141-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым увеличился размер штрафных санкций за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Поправки коснулись статей «Нарушение требований пожарной безопасности» (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) и «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» (ст. 8.32 КоАП РФ).
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах для граждан устанавливается штраф от 15 до 30 тысяч рублей (ранее он не превышал 3 тысячи рублей), для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей (ранее был от 10 до 20 тысяч), для юридических лиц — от 100 до 400 тысяч рублей (ранее был от 50 до 200 тысяч).
За выжигание хвороста, лесной подстилки или сухой травы на участках, примыкающих к лесам, россиян будут наказывать штрафом от 30 до 40 тысяч, для должностных лиц предусмотрен штраф до 60 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч.
Если нарушение привело к возникновению лесного пожара, то штраф для граждан составит от 50 до 60 тысяч рублей (до этого он был 5 тысяч), для должностных лиц — до 110 тысяч рублей.
❗Самый большой штраф за такое правонарушение для юридических лиц составит 2 миллиона рублей.
Ответственность за безлицензионное пользование недрами или с нарушением условий, предусмотренных лицензией
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-I «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем определенных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу и т.д. Статьей 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения при использовании недр.
За пользование недрами без лицензии в соответствии с ч.1 ст.7.3 КоАП РФ предусмотрен штраф на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
За пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта нарушения ( ч.2 ст.7.3 КоАП РФ) предусмотрен штраф на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
О рыбоохранных зонах
С 01.01.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 N 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законом предусматривается, что рыбоохранные зоны, установленные до 1 января 2022 года, и водный объект или его часть, к которым прилегают такие зоны, признаются рыбохозяйственными заповедными зонами до 1 января 2025 года.
В рыбохозяйственной заповедной зоне устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов, в том числе сохранения условий для их воспроизводства, и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.
В рыбохозяйственных заповедных зонах могут быть запрещены полностью или частично, постоянно или временно либо ограничены следующие виды хозяйственной и иной деятельности:
1) разведка и добыча полезных ископаемых;
2) судоходство;
3) транспортировка углеводородов и продукции из них трубопроводным транспортом;
4) сплав древесины (лесоматериалов);
5) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима, за исключением осуществления мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации;
6) сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водный объект;
7) строительство гидроэлектростанций;
8) рубка лесных насаждений;
9) строительство промышленных объектов;
10) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
11) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
12) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
13) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
14) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
15) хранение пестицидов и агрохимикатов и их применение;
16) распашка земель;
17) размещение отвалов размываемых грунтов;
18) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
О плане проведения лесоустройства
Согласно ч. 5 ст.67.2 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2022 № 166 утверждены Правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства.
Правила определяют порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Так, в плане проведения лесоустройства указываются:
местоположение и наименование объекта лесоустройства (субъект РФ, лесничество, участковое лесничество);
площадь объекта лесоустройства;
год проведения мероприятия по лесоустройству в отношении объекта лесоустройства;
наименование мероприятия по лесоустройству в отношении объекта лесоустройства.
План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается и утверждается Рослесхозом, а в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, — органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 Лесного кодекса РФ.
Межрайонная природоохранная прокуратура
О методике определения высокого загрязнения воздуха
Приказом Минприроды России от 17.02.2022 № 106 утверждена методика определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха, которая подлежит применению с 1 сентября 2022 год.
Настоящая Методика предназначена для определения загрязнения атмосферного воздуха как высокого и очень высокого в целях установления городских поселений и городских округов, дополнительно включаемых в эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее — эксперимент по квотированию выбросов), который проводится в соответствии со статьями 1 — 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».
Определение высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха производится на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха, являющегося составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Для определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха используются данные пунктов наблюдательной сети государственного мониторинга атмосферного воздуха, составляющие однородные ряды наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха.
В целях определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха используются данные измерений концентраций не менее пяти загрязняющих веществ при количестве наблюдений не менее 500 за каждым загрязняющим веществом за календарный год на каждом пункте наблюдений при дискретном отборе проб и не менее 20 000 при непрерывных методах измерений.
Определение высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха в городах осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды исходя из соотнесения характеристик состояния атмосферного воздуха с гигиеническими нормативами содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, включающими предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее — ПДК).
Новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
С 1 марта 2022 года вступает в силу новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
Порядок устанавливает правила проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, содержание работ при проведении инвентаризации выбросов, систематизации сведений, определение показателей выбросов, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
Изменения в Водный кодекс РФ
Федеральным законом от 01.05.2022 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации» уточнены используемые в Водном кодексе РФ понятия «водное хозяйство», «негативное воздействие вод».
Так, понятие «водное хозяйство» определяется как виды экономической и иной деятельности по изучению, использованию, охране водных объектов, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а понятие «негативное воздействие вод» как затопление, подтопление или разрушение берегов водных объектов.
Кроме того, внесенными изменениями скорректирован порядок осуществления водохозяйственных мероприятий;
установлено, что органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов полномочиями Российской Федерации в области водных отношений;
уточнены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в рамках осуществления водохозяйственных мероприятий.
Измененения в перечень природоохранной документации
Перечень природоохранной разрешительной документации, которая продлевается в 2022 году дополнен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2022 № 1019 «О внесении изменения в приложение № 8 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353» внесены изменения в особенности разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году (далее — Изменения).
Согласно Изменениям принято решение о продлении на 12 месяцев мероприятий, окончание которых предусмотрено в период с 24 февраля 2022 по 31 декабря 2027 в планах: — мероприятий по охране окружающей среды; — снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
За нарушение деятельности стационарных источников выбросов ожидают штрафы по КоАП РФ
С 1 февраля 2022 года лиц, которые ведут деятельность с помощью стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, ожидают штрафы по КоАП РФ в случае невыполнения ряда условий. Санкции предусмотрены новой ст. 8.51 КоАП РФ, которая введена в Кодекс об административных правонарушениях Федеральным законом от 21.12.2021 № 427-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) системы автоматического контроля – это комплекс технических средств, которые обеспечивают:
автоматические измерения и учет показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
фиксацию и передачу информации о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие.
Системами автоматического контроля необходимо оснащать стационарные источники выбросов, сбросов, относящиеся к I категории негативного воздействия (т. е. оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду).
Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, размещен на сайте Росприроднадзора.
Штрафы будут применяться, если упомянутые стационарные источники не оснащены системами автоматического контроля либо такие системы установлены с нарушением требований.
За неоснащение либо несвоевременное оснащение названных объектов системами автоматического контроля штраф составит в отношении должностных лиц – от 20 000 руб. до 40 000 руб.; в отношении организаций – от 100 000 руб. до 200 000 руб.
За оснащение стационарных источников системами автоматического контроля с нарушением требований, а также с нарушением требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросив) и (или) требований к передаче информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в государственный реестр объектов НВОС грозит штраф в размере в отношении должностных лиц – от 10 000 руб. до 20 000 руб.; в отношении организаций – от 50 000 руб. до 100 000 руб.
В примечании к новой ст. 8.51 КоАП РФ указано, что индивидуальные предприниматели за названные правонарушения несут ответственность как юридические лица.
Внесены изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2022 N 1043 внесены изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Так, установлено, что правообладатели земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, направившие до дня вступления в силу настоящего постановления уведомления об использовании лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, обязаны направить в территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору заявления об использовании земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (в редакции настоящего постановления), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановлением определены порядок принятия решения по заявлению межведомственной комиссией; порядок фиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подается заявление; порядок подачи лицами, использующими леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, лесной декларации в уполномоченные органы.
В 2022 году лицензии продлятся автоматически
Принято Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» об автоматическом продлении сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также их упрощённом получении или переоформлении в 2022 году.
Это позволит снизить нагрузку на организации и предпринимателей, сократить издержки, связанные с прохождением разрешительных процедур.
Мера затронет более 120 видов разрешений, в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами).
Также постановлено о переносе на год необходимости прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Это решение принято из-за технологических ограничений и необходимости переоборудования российских предприятий.
Кроме того, госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.